Версия для слабовидящих

ГлавнаяCовет → Секции СоветаДети в трудной жизненной ситуации

Дети в трудной жизненной ситуации

Руководитель секции - Альшанская Елена Леонидовна

Информация о результатах работы секции «Дети в трудной жизненной ситуации» Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере в 2016 году

Показать

В рамках секции «Дети в трудной жизненной ситуации» в 2016 году были проработаны следующие направления.

I.Мониторинг организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. В соответствии с протоколом заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (далее - Совет) от 18 ноября 2015 г. № 10 Минобранауки России было дано поручение совместно с членами Совета разработать критерии экспертной оценки для организации общественного контроля по реализации в субъектах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №  481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - постановление Правительства Российской Федерации № 481). Данные критерии были утверждены письмом Минобрнауки России           от 09 июня 2016 года № ВК-1304/07 «Об оценке соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации» и направлены впоследствии руководителям субъектов Российской Федерации, в Общественную палату Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации. Члены Совета активно участвовали в разработке указанных критериев оценки, однако с их точки зрения итоговая редакция критериев оценки не удобна для использования при проведении общественного контроля. В связи с этим предлагаем пересмотреть и доработать данную редакцию критериев в 2017 году.

2. Проведены выездные общественные проверки организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), в субъектах Российской Федерации (Тульская область, Нижегородская область, Омская область, Ленинградская область, Московская область, Хабаровский край, Санкт-Петербург). По результатам указанных общественных проверок подготовлены итоговые заключения, содержащие описание выявленного в результате осмотра состояния организаций для детей-сирот, их соответствия требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481, а также рекомендации экспертов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот. Результаты указанных проверок были представлены не только организациям для детей-сирот, но и с уполномоченным органам государственной власти указанных субъектов Российской Федерации, в результате чего было инициировано внесение изменений в нормативные правовые акты данных субъектов Российской Федерации (см. пункт 8 отчета). По результатам проведенных проверок было проведено заседание Совета 27 апреля 2016 года.

3. Согласно пункту 2 протокола заседания № 3 Совета от 27.04.2016 г. Минобрнауки России совместно с членами Совета в целях оказания методической помощи руководителям и сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот приняли участие в разработке ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы в части реализации постановления Правительства Российской Федерации № 481. Данные рекомендации были представлены на Съезде руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (26-30 июня 2016 г., Москва).

4. В соответствии с пунктом 1 протокола заседания № 3 Совета от 27.04.2016 Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было дано поручение разработать план «дорожную карту» мониторинга проведения оценки соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, предусматривающий разработку «дорожных карт» по каждой организации для детей-сирот, включающих мероприятия по развитию их деятельности, а также мероприятия по устранению выявленных случаев несоответствия указанным требованиям. Результаты данного поручения должны быть представлены до 1 марта 2017 года.

5. Пунктом 3 протокола заседания № 3 Совета от 27.04.2016 г. закреплено поручение Минтруду России совместно с Минобрнауки России и Минздравом России провести анализ действующих профессиональных стандартов специалистов организаций для детей-сирот и иных организаций в сфере защиты детства и организовать актуализацию профессиональных стандартов «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Психолог в социальной сфере» и «Специалист по работе с семьей» с учетом межведомственного характера их применения.26 октября 2016 года Минтрудом России были представлены результаты анализа указанных профессиональных стандартов, в которых были указаны перспективы совершенствования указанных документов и регулирующего их законодательства.

6. Минтрудом России совместно с Минздравом России и Минобрнауки России была проанализирована численность и структура работников организаций и учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты, получающих заработную плату на уровне или ниже минимального размера оплаты труда (поручение по пункту 5 протокола заседания № 3 Совета от 27.04.2016), в Совет предоставлена информация о численности указанной категории работников (письмо Минтруда России 19.07.2016 г. №14-3/10/П-4465).

7. Членами Совета принято участие в общественном мониторинге центров содействия семейному воспитанию Москвы (июль – сентябрь 2016 г.) в рамках всероссийского общественного мониторинга организаций для детей-сирот, организованного Минобрнауки России в целях оказания содействия в разработке «дорожных карт» по каждой организации для детей-сирот. По результатам указанного общественного мониторинга членами Совета подготовлены отчеты, содержащие оценку деятельности организаций для детей-сирот, а также рекомендации по приведению указанной деятельности в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. №481.

8. В 2017 году членами Совета осуществлялась работа с отдельными регионами (Санкт-Петербург, Москва) с целью совершенствования законодательства указанных субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, в результате проведенных членами секции Совета в апреле 2016 года мероприятий общественного контроля в организациях для детей-сирот Санкт-Петербурга было установлено, что в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 детские дома-интернаты Санкт-Петербурга не включены в список организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июля 2015 г. №560. В результате прямого поручения О.Ю. Голодец и дальнейших обращений членов Совета организации, относящиеся к данному типу, были включены в перечень организаций для детей-сирот постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 сентября 2016 года №  833.

Кроме того, членами Совета было направлено несколько обращений вице-губернатору Санкт-Петербурга в целях соблюдения принципов реформирования организаций для детей-сирот, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, а именно разукрупнения организаций для детей-сирот. Однако на данный момент ситуация с выявленной в Санкт-Петербурге тенденцией, направленной на укрупнение организаций для детей-сирот (в первую очередь, домов ребенка) окончательно не решена. В Москве по результатам общественного мониторинга центров содействия семейному воспитанию Департаментом труда и социальной защиты населения Москвы также принят ряд решений по совершенствованию действующего законодательства Москвы. В частности, в настоящее время разрабатываются методические рекомендации по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481, рекомендации по заключению трехсторонних соглашений между законными представителями ребенка, органами опеки и попечительства и организацией для детей-сирот.

9. В соответствии с пунктом 6 протокола № 3 Совета от 27.04.16 г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было дано поручение принять меры, направленные на организацию преимущественно пятидневного или дневного пребывания в организациях для детей-сирот и детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов), в том числе путем изменения государственных заданий для таких организаций.

10. Протоколом № 3 Совета от 27.04.16 г. (пункт 7) закреплено поручение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 сентября 2016 года обеспечить полный охват воспитанников организаций, осуществляющих стационарное и (или) полустационарное социальное обслуживание, в том числе организаций для детей-сирот, в части получения воспитанниками таких организаций общего образования в соответствии с разъяснениями Минобрнауки России и о результатах доложить в Минобрнауки России до 1 ноября 2016 года по каждой организации.

11. В соответствии с пунктом 4 протокола заседания № 4 от 6.06.2016 Минобрнауки России совместно с Минтрудом России дано поручение разработать программы подготовки и переподготовки социальных работников для оказания услуг по «сопровождаемому проживанию», «сопровождаемому трудоустройству», «сопровождаемой социальной занятости» в срок до 1 декабря 2016г.

12. Также пунктом 4 протокола заседания № 4 от 6.06.2016 г. закреплено поручение в срок до 1 октября 2016 г. Минтруду России совместно с Минобрнауки России, Минздравом России и членами Совета подготовить методические рекомендации по вопросу, связанному с переходом детей из детских домов-интернатов социальной защиты в психоневрологические интернаты для лиц старше 18 лет для обеспечения преемственности и непрерывности воспитательных, адаптационных и образовательных мероприятий. По данному поручению информация также не была предоставлена.

II. Участие в разработке проекта Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы

Подготовлены замечания к проекту Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, в том числе в проект данной Стратегии подготовлена глава по защите материнства. 14 октября 2016 г. данные предложения представлены на обсуждении проекта Стратегии на заседании Общественной палаты Российской Федерации, затем были переданы в Минтруда России.


popechitely-foto-s-zasedaniyapopechitely-foto-s-zasedaniyapopechitely-foto-s-zasedaniya

Связаться с секцией* deti@popechitely.ru

*Для рассмотрения корреспонденции отсутствуют установленные сроки. Корреспонденция рассматривается по мере возможностей членов секции