Версия для слабовидящих

Учиться, трудиться, жить

12.11.2018

9 ноября под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой состоялось очередное заседание Совета. Участники обсудили проблемы образования и комплексного сопровождения детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Открывая заседание, заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова напомнила, что в 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Позже Правительством был принят ряд важных мер, направленных на улучшение условий жизни детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В частности, в 2016 году утверждена Концепция развития ранней помощи на период до 2020 года. Этот документ призван сформировать единые подходы для раннего выявления нарушений развития и объединить усилия различных ведомств - здравоохранения, образования, социальной защиты – с целью минимизировать негативные последствия для развития ребенка.

Вице-премьер отметила, что в течение 2017-2018 годов в 55 регионах страны приняты и реализуются программы по развитию ранней помощи, а с 2019 года планируется начать реализацию программ еще в 21 регионе. По предварительным оценкам Минтруда, за период 2017 года и первое полугодие 2018 года в среднем по стране раннюю помощь получили порядка 68% детей. Для организации научно-методического сопровождения ранней помощи в течение 2017 года и первого полугодия 2018 года в 13 регионах созданы ресурсные центры, еще в 10 планируется их создание к середине 2019 года.

По словам Татьяны Голиковой, усилия государства в этой сфере направлены, в первую очередь, на создание условий для включения людей с инвалидностью в активную жизнь общества. В решении этой задачи ключевую роль играет обеспечение доступа людей с инвалидностью к общему и профессиональному образованию.

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, профессор Виталий Рубцов считает, что необходимо обеспечить непрерывный характер образования детей и взрослых с ОВЗ и инвалидностью. Это требует не только модернизации всех уровней образования (ранняя помощь, дошкольное, начальное, основное общее, профессиональное образование), но и обеспечения переходов между ними. Важно создать специальные образовательные условия для таких людей, адресно сопровождать возникающие детско-взрослые общности.

В настоящее время государственная политика в сфере образования людей с инвалидностью формируется по двум приоритетным направлениям: развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети коррекционных школ и детских садов.

Как рассказала Татьяна Голикова, в 2017 году в образовательных организациях, которые реализуют программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми, численность воспитанников с ограничениями здоровья составила почти 500 тыс. человек, а детей с инвалидностью – 58 тысяч. По сравнению с 2016 годом в 2017 году значительно увеличилось количество обучающихся инклюзивно – более 276 тыс. детей против 241 тыс. детей годом ранее.

«В рамках программы «Доступная среда» в 2018 году объем субсидий на реализацию мероприятий по созданию условий для получения детьми с инвалидностью качественного образования составил 595 млн. рублей», - сообщила зампред Правительства. Эти средства пошли на создание в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды. По итогам 2017 года такая среда для детей с ОВЗ и инвалидностью была доступна в 22% российских школ (9 664 организаций) и в 17% дошкольных учреждений (7 086 организаций).

«Однако есть и неудовлетворительные показатели - на начало 2017/18 учебного года более 16 тысяч детей с ограничениями здоровья и детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет не обучались в образовательных организациях», - заявила Татьяна Голикова.

 «Дети не попадают в детские сады, соответственно к школе они не готовы, чаще всего потом они направляются в коррекционные учреждения. И, естественно, они не будут социализированы. Сейчас ни образовательные организации, ни педагоги не заинтересованы в прибытии к ним ребенка с ОВЗ и тем более с инвалидностью. 38% сидят по домам, потому что школы не хотят их принять. «Это должны быть государственные гарантии, рекомендованные на региональном уровне», — убеждена руководитель Всероссийской организации родителей детей с инвалидностью, член Совета Елена Клочко. — Пока в законодательстве нет понятия «ментальные инвалиды», а оно очень важно, чтобы понимать, какие именно услуги нужны этой категории».

В свою очередь, директор Центра лечебной педагогики, член Совета Анна Битова отметила, что, зачастую, нарушается право на образование детей и взрослых, проживающих в интернатах. Как правило, эти учреждения удалены от населенных пунктов, что затрудняет организацию нормального учебного процесса и дальнейшую социализацию воспитанников. В своем докладе Анна Битова представила результаты общественного мониторинга детских домов-интернатов и психоневрологических интернатов, который проводился в 2016-2018 годах. Среди основных проблем, имеющихся в таких учреждениях, помимо их удаленности, эксперт выделила переполненность групп, нехватку персонала в отделениях милосердия и низкое качество медицинской помощи. Она призвала установить предельные сроки приведения стационарных организаций для умственно отсталых детей в полное соответствие с требованиями постановления Правительства РФ №481-ПП.

Участники заседания отдельно обсудили тему сопровождаемого проживания людей с инвалидностью – стационарозамещающих технологий, направленных на комплексное содействие людям с инвалидностью в их повседневной жизни. Такие технологии являются альтернативой проживанию в организациях интернатного типа и позволяют добиться максимальной самостоятельности и социализации людей с ОВЗ и инвалидностью.

Как рассказала Татьяна Голикова, в 2017 году реализация технологий сопровождаемого проживания инвалидов осуществлялась в 21 регионе.

Для распространения технологий сопровождаемого проживания совместно с экспертным сообществом подготовлен приказ Минтруда от 14 декабря 2017 года №847 «Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов...». Документ, в частности, предусматривает развитие совместного сопровождаемого проживания малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях (квартиры и дома сопровождаемого проживания). 

«По итогам проведенного анализа в первом квартале 2018 года отмечается, что такие технологии начали применять в 39 регионах, в 18 регионах проведены подготовительные работы», - сообщила вице-премьер.

Татьяна Голикова добавила, что с 2019 года в рамках программы «Доступная среда» предусмотрена финансовая поддержка тех регионов, которые предложили конкретные меры по развитию системы реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, включая сопровождаемое проживание.

Помимо прочего, государством реализуется комплекс мер, направленных на организацию сопровождения занятости людей с ОВЗ и инвалидностью. «С 1 января 2019 года вводится новая государственная услуга по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов», - рассказала Татьяна Голикова. «Под сопровождением в этом случае понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорение его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории организации работодателя», - объяснила вице-премьер.

По ее словам, задача реализации региональных программ в сфере занятости людей с инвалидностью - стопроцентное трудоустройство всех инвалидов молодого возраста, получивших образование и нуждающихся в трудоустройстве в кратчайшие сроки после завершения обучения.

Еще одна проблема семей, в которых проживают дети с инвалидностью - бедность. Зачастую, именно по этой причине родители вынуждены передавать ребенка на проживание в стационарные организации.

«Часто основная финансовая нагрузка в семье ложится на отца. Но если мать-одиночка, она получает пособие. Для людей трудоспособного возраста оно составляет 5 500 рублей, нетрудоспособного — 1 200 рублей. Выплаты уже порядка 10 лет не индексировались, и, как оказалось, это сделать довольно трудно. Поэтому предлагаем дать возможность родителям подрабатывать, хотя бы с частичной занятостью, не отнимая у них этих выплат, т.к. часто семьи боятся остаться без пособий и не решаются искать работу. Нужно дать родителю заработать. По нашим подсчетам, полмиллиона мам имеют высшее образование, но вынуждены сидеть с детьми», — утверждает Елена Клочко.

В ближайшее время с учетом предложений участников заседания будут сформулированы поручения федеральным органам исполнительной власти и членам Совета.

Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере