Версия для слабовидящих

ГлавнаяНовостиИнформационные сообщенияАктивное долголетие вместо одинокой старости

Активное долголетие вместо одинокой старости

30.11.2016

29 ноября в Правительстве Российской Федерации прошло заседание Совета по вопросам попечительства в социальное сфере, посвященное вопросам повышения качества жизни граждан старшего возраста.

Открывая заседание, председатель Совета, вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец отметила, что продолжительности жизни населения в России выросла с 67,61 лет в 2007 году до исторического максимума - до 72,06 года по итогам первого полугодия 2016 года. «При этом по продолжительности жизни женщин мы перешагнули отметку 77 лет», - добавила вице-премьер. По прогнозам, доля людей старше 60 лет в общем составе населения будет постоянно увеличиваться и поднимется с 20% в 2015 году до 24% в 2025-м.

«Нам нужно открыто смотреть: перед нами стоит совершенно новая проблема в связи со старением населения. Раньше такого ни Советский Союз, ни Россия не знали, столько людей старшего возраста у нас никогда в жизни не было», - заявила Ольга Голодец. Правительство Российской Федерации, по словам вице-премьера, осознает, что увеличение продолжительности жизни и доли пожилого населения ставит перед государством ряд новых задач. Работа по созданию условий для активной и комфортной жизни старшего поколения уже начата.

В частности, сейчас в России создается гериатрическая служба, которая должна оказывать пожилым людям медико-социальную помощь. Отличие гериатрии от обычной медицины состоит также в том, что она направлена не только на лечение болезней, но и на максимально долгое продление активности пожилого человека, его адаптации к естественным проявлениям старения организма. "В марте этого года утвержден порядок оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", в Минздраве России сформирована профильная комиссия, работает главный гериатр, директор Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н.И.Пирогова Ольга Ткачева. Главные гериатры появились во всех регионах и формируют вокруг себя гериатрические службы. Одновременно в 5 регионах - Калужской, Волгоградской, Воронежской, Самарской областях и Башкортостане идет подготовка «пилотного» проекта, который должен вывести отечественную гериатрию на новый качественный уровень. Реализация проекта начнется в 2017 году", - сообщила вице премьер.

Главный гериатр Российской Федерации Ольга Ткачева, в свою очередь, особо подчеркнула, что основной задачей гериатрии является не просто продление жизни, а продление активной жизни человека. Именно вопрос активного долголетия сейчас стоит в нашей стране особенно остро.

Член Совета Мария Морозова отметила, что тема активного долголетия напрямую связана не только с состоянием здоровья людей старшего поколения, но и с их финансовой независимостью, а также вовлеченностью в жизнь общества. По мнению М. Морозовой, активное долголетие предполагает и изменение отношения общества к пожилым людям и к теме старения в целом. Она обратила внимание на то, что Россия занимает в Европе 19-е место из 29-ти по Индексу активного долголетия, но наиболее низкие оценки наша страна получила по таким критериям, как социальная вовлеченность пожилых людей, здравоохранение и соцобслуживание.

Член Совета Анна Битова заявила, что в части здравоохранения для людей старшего возраста наиболее остро ощущается проблема отсутствия этики у медперсонала при общении с пожилыми пациентами. Врачи и средний медперсонал далеко не всегда считают нужным корректно общаться с пожилыми людьми, открыто говоря им, что они старые, и поэтому их уже не имеет смысла лечить.

В свою очередь, Ольга Голодец поручила проработать этический кодекс для медперсонала, который работает со старшим поколением, чтобы избежать возможных случаев дискриминации. "Давайте обозначим – этический кодекс для тех, кто работает с пожилыми", — поручила вице-премьер.

Замминистра труда и соцзащиты РФ Алексей Вовченко также обратил внимание на дискриминацию пожилых пациентов. "В рамках «пилота» нам необходимо проработать вопрос об исключении дискриминации по возрасту при оказании пожилым гражданам медицинских услуг. Тут сами медики это констатируют, безусловно, это встречается в нашей повсеместной жизни", — заявил он.

По словам замминистра, дискриминация существует и в первичной экстренной неотложной помощи и в поликлинической. "Так скажем мягко — не в первую очередь оказывается помощь этой категории людей. Это, конечно, никакими нормативными актами не обусловлено, это факт нашей такой объективной жизненной реальности, это мы видим по жалобам граждан, по обращениям, видимо здесь нормативно надо нам включать какие-то углубленные требования к врачам", — заявил А. Вовченко. Он отметил, что в "Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года" такое направление отражено, к этому надо стремиться.

Член Совета Елизавета Олескина подняла еще одну важную проблему: необходимость разработка стандартов медико-социальной помощи пожилым людям вне зависимости от их местонахождения (находятся ли они дома, в учреждении соцобслуживания или на лечении в медицинской организации). Кроме того, Е. Олескина считает необходимым разработать и внедрить профессиональный стандарт специалиста по уходу (сиделки).

«Санитарка сегодня - это, прежде всего, уборщица. Она отвечает за чистоту туалетов и тумбочек. На уход за пожилыми людьми у нее остается мало времени, - говорит Елизавета Олескина. – Санитарок специально не обучали навыкам правильного ухода, и почти всегда это оборачивается проблемой. Кроме того, при современном изобилии облегчающих уход средств и предметов почти ничего не используется и не закупается в учреждениях. Часто даже противопролежневые матрасы и кресла-туалеты кажутся новинкой, а уж скользящие простыни или пояса для перемещения - чем-то из области фантастики».

Что касается медсестры, то она не бегает по палатам, а "сидит" на своем посту, выдает медикаменты и измеряет давление. Соцработники, буфетчицы-раздатчицы и другие сотрудники также не обязаны заниматься уходом за пожилыми людьми. И нет ни одного человека, отвечающего за динамику состояний больных стариков, их улучшения или регрессы, указывает эксперт.

Елизавета Олескина убеждена, что поставить во главу угла уход и реабилитацию возможно только при условии, что именно состояние пожилого человека станет объектом оценки работы и руководства учреждения, и внешних проверок, а также при наличии у специалистов по уходу минимального образования. По данным фонда, должно быть не более 10 маломобильных пожилых людей на одну сиделку.

«За границей вообще нет понятия "лежачий" клиент дома престарелых. Все, кто не может ходить, передвигаются на колясках. А у нас нет даже критериев отбора - является человек "лежачим" или "ходячим", - рассказывает Елизавета Олескина. - И часто люди, у которых есть потенциал к самообслуживанию, например, после операций, автоматически попадают в отделение милосердия. Там им не помогают встать на ноги, и после двух недель тотального лежания и питания с ложечки человек теряет шанс когда-либо подняться».

В ближайшее время будет подготовлен Протокол заседания Совета, где эти и другие темы будут отражены в виде поручений вице-премьера федеральным органам исполнительной власти.

Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере