Повысить качество ухода за пациентами, утратившими способность к самообслуживанию, обеспечить наличие в медицинской организации младшего медицинского персонала в необходимом количестве, но не менее рекомендуемых нормативов штатной обеспеченности, утвержденными Минздравом России, обеспечив необходимое финансирование.
Важно отметить, что уже вышло изменение в Постановление Правительства о перечне социальных услуг: в раздел «стационарные социальные услуги» добавлена услуга по сопровождению зависимых от ухода пожилых людей и инвалидов, живущих в интернатах, на период их госпитализации в учреждения здравоохранения, сотрудниками социальных служб. Таким образом частично решается вопрос обеспечения ухода в больницах. Однако, это решение не может быть исчерпывающим, как из-за дефицита персонала учреждений социальной защиты, так и из-за неполноты этого решения в отношении зависимых от ухода пожилых людей и инвалидов, живущих дома, и обеспечения заботы о них в период госпитализации.
Организовать обучение на портале НМО врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи,
В ноябре 2020 года секцией «Старшее поколение» Совета подготовлены доклады, материалы и предложения для заседания Совета по утвержденной в плане его работы теме: «О реализации в рамках ФП «Старшее поколение» системы долговременного ухода и гериатрической помощи как элементов системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения».
Проект подготовленной секцией повестки включил две темы, отраженные в паспорте и плане мероприятий федерального проекта «Старшее поколение»: 1) система долговременного ухода; 2) профилактика и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста.
В целом мы видим определенный прогресс по этим темам. В сентябре 2020 года Минтруд РФ утвердил согласованную с основными заинтересованными участниками процесса типовую модель СДУ для пилотирования в 24 регионах в 2021 г. При этом необходимо учесть уже накопленный опыт разработки и внедрения СДУ в регионах. Это, в частности, межведомственное взаимодействие; оценка степени нуждаемости в СДУ; отработка помощи в рамках социального пакета; медицинский патронаж и сочетание надомных и полустационарных услуг; поддержка родственного ухода; контроль качества и подготовка кадров и т.д.
Также происходит развитие гериатрической службы, в частности, происходят изменения в отношении профилактики и раннего выявления когнитивных нарушений у пожилых людей (разработана межведомственная междисциплинарная программа ранней диагностики, профилактики и лечения когнитивных нарушений; выпущены клинические рекомендации по их профилактике, диагностике и лечению). Однако есть определенные сложности, связанные, в частности, с низким уровнем диагностики деменции, а также осведомленности об этом заболевании у граждан; дефицитом кадров; слабым междисциплинарным и межведомственным взаимодействием служб первичной медико-санитарной помощи, гериатрии, психиатрии, неврологии, паллиативной помощи.
На решение существующих проблем направлены предложенные секцией проекты поручений. Основные проблемные вопросы повестки, а также проекты протокольных поручений были обсуждены и согласованы на рабочей встрече членов секции с представителями Минтруда РФ и Минздрава РФ 28 октября 2020 г., и в дальнейшем доработаны и переданы Председателю Совета.
Было принято решение о проведении заседания по данной повестке в заочном формате. По итогам заседания были приняты следующие поручения: ***
Вышеуказанные результаты секции были бы невозможны без плодотворной совместной работы всех членов секции в 2020 г. Особо хотелось бы отметить активную работу Е.А. Олескиной и Л.Н. Овчаровой.
2.3. Проблемы
В процессе подготовки к заседаниям, а также в связи с другими рабочими вопросами, членам секции не всегда удается оперативно получать информацию от профильных ФОИВов. В 2020 году секции удалось выстроить эффективные рабочие отношения с представителями Минтруда. Однако отношения с Минздравом, например, пока не позволяют обсуждать и решать совместные вопросы в необходимые сроки и с одинаковой заинтересованностью в результате.
Также нам важно своевременно получать информацию об исполнении принятых в результате заседаний Совета поручений, за которые отвечают ФОИВы.
Для улучшения качества нашей работы с ФОИВами, а также экономии ограниченного времени членов Совета, считаем необходимым определить в ФОИВах социального блока ответственных по взаимодействию с Советом – с соответствующими полномочиями и понятной схемой взаимодействия.
3. Перспективы работы на следующий год
В повестку заседания секции в 2021 году предлагается включить следующие вопросы (по 3 темам):
1. По теме СДУ:
Результаты выполнения поручений по СДУ, которые будут даны по итогам заочного заседания секции в 2020 г.
Оценка результатов пилотирования типовой модели СДУ к началу полномасштабного внедрения СДУ в РФ.
Критичные для начала внедрения проблемы и оперативные решения по ним.
2. По теме повышения качества социальных услуг в рамках государственно-частного партнерства:
регулирование отрасли,
контроль качества социальных услуг,
дополнительные меры стимулирования инвестиций, в том числе и через механизмы ГЧП и с помощью институтов развития.
3. По теме медицинской помощи людям старшего возраста:
Междисциплинарное и межведомственное взаимодействие при организации СДУ.
Профилактика переломов и падений.
Деменция и профилактика когнитивных нарушений.
Организация медицинской помощи в организациях социальной защиты стационарного типа (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах и т.п.).
Взаимодействие первичного звена здравоохранения и ближайшего окружения пожилых людей (родственников, друзей и знакомых, соседей и т.п.).
Система финансирования процессов межведомственного взаимодействия.
По теме помощи бездомным (совместно с секцией «Медицина и фармацевтика» и другими секциями Совета): совершенствование государственной системы профилактики бездомности, помощи бездомным людям, их ресоциализации, а также создании недискриминационных условий реализации бездомными прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, работа секции планируется по следующим направлениям:
Совместная работа с Минтруда России по подготовке федеральной нормативной базы для внедрения СДУ с 2022 года во всех регионах.
Работа по направлению обучения специалистов из регионов по линии организации СДУ, а также лучших практик социальной помощи для пожилых людей и инвалидов, зависимых от ухода, и их семей. В том числе проработка вопроса подготовки сестер милосердия для кадрового обеспечения СДУ.
Развитие устойчивых моделей организации неформальной заботы в ближайшем окружении для старшего поколения с максимальным вовлечением местного сообщества для осуществления долговременной поддержки пожилых во всех сферах жизни. В том числе, сохранение, укрепление, и расширение многочисленного, профессионального, саморазвивающегося сообщества НКО – участников коалиции «Забота рядом». Конечная цель – создание тематических методологических решений, работающих на федеральном и региональном уровнях.
Завершение отбора лучших практик «Активное долголетие 2020»: редакция, издание сборника, выкладывание сборника в разделе портала национальныепроекты.рф, проведение конференции с презентацией итогов и обсуждением перспектив развития практик активного долголетия в России. Проведение отбора лучших практик «Активное долголетие 2021».
Продолжение организации помощи ковидным интернатам.
Продолжение работы по созданию механизма повышения качества социального обслуживания негосударственных поставщиков социальных услуг; соблюдению мер по безопасности, использованию неприспособленных зданий; разработке предложений по вовлечению организаций - представителей «серого» сегмента в систему социальной защиты России.