Версия для слабовидящих

ГлавнаяМненияЕлена Альшанская о фастфуде, Михалкове и сиротах

Елена Альшанская о фастфуде, Михалкове и сиротах

Елена Альшанская

11.04.2015

Член нашего Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Альшанская, президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" комментирует тему, вызвавшую широкий общественный резонанс и дискуссию в соцсетях - идею создания сети патриотичного фастфуда

Член нашего Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Альшанская, президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" комментирует тему, вызвавшую широкий общественный резонанс и дискуссию в соцсетях - идею создания сети патриотичного фастфуда, предложенную Никитой Михалковым и Андреем Кончаловским, которые говорят, что готовы обеспечивать питанием интернаты и детские дома. "Сразу видно, что люди говорят это, не понимая, как живут дети в детском доме и что сегодня с детскими домами происходит", — пишет Альшанская в блоге проекта "Сноб".

"Детский дом — это коллективный комбинат по воспитанию детей. Каждый, кто туда попадает, пережил страшную трагедию и теперь ему приходится встраиваться в ужасную систему коллективного воспитания. Формат таких комбинатов заложился еще в ранние советские годы. Он не учитывает жизненную ситуацию каждого конкретного ребенка.

Часть этой системы — огромные общие столовые, в которые приходишь и ешь, что дают. Это совсем не похоже на реальный мир и настоящую семью, где ребенок говорит маме: "А давай сегодня приготовим макароны?", и они вместе идут в магазин за этими макаронами.

Может показаться, что это мелочь, но на самом деле еда и развитие личности тесно связаны между собой. Когда ребенок живет в семье и принимает участие в составлении меню, он учится принимать решения и понимает, что у него есть свобода действия в разных ситуациях. Еда — значимая часть жизни, и когда решение в этом вопросе принимают за тебя, это накладывает очень серьезный отпечаток. У нас у всех есть бытовые привычки, которые уже нельзя переделать. Кто-то с детства знает, чем отличается нож для мяса от ножа для рыбы, а кто-то всегда залезает пальцем в банку с вареньем. И это нормально. Только таким привычкам нельзя научить специально, и у детей в интернатах их нет, потому что к ним никогда не было индивидуального отношения. В учреждения, где они живут, меню приходят «сверху», с перечнями продуктов и блюд.

И вот, наконец-то общественным организациям удалось добиться того, чтобы эта ситуация изменилась. С прошлого года запустили реформу, в рамках которой учреждения для детей-сирот начнут переходить на устройство по семейному типу. То есть предполагается, что питаться они теперь начнут в семейно-воспитательных группах, так что каждый ребенок сможет сам поучаствовать в выборе блюд и покупке. Это пусть и не совсем нормальная жизнь, но хотя бы ее имитация. Появилась надежда, что воспитанники детских домов будут учиться жить как обычные люди, а не заключенные в тюрьме. Пока непонятно, заработает ли новая система, ее должны запустить в сентябре. Но появилась хотя бы цель сделать так, чтобы она заработала. Появились новые СанПиНы, которые позволяют готовить в маленьких группах. И теперь, когда удалось наконец-то начать отходить от идеи кухонь-комбинатов, общественные деятели вдруг заявляют, что эти кухни-комбинаты в их интересах. Что еду обитателям детдомов должны даже не готовить на месте, а привозить откуда-то уже готовую. Михалков с Кончаловским выступают за тотальный ужас коллективизма, который вообще противопоказан детям. Скорее всего, они даже не знают, что есть эта реформа и что воспитанникам интернатов не нужен их фастфуд.

Раз уж у них есть лишние деньги и раз они так хотят помочь социальным учреждениям, пусть лучше вложатся в поддержку этой реформы. Хотя, если они просят миллиард у государства, лишних денег у них нет.

Совершенно неправильно думать, что детей в детских домах достаточно накормить и больше им ничего не нужно. Если ребенок потерял семью, для него самое важное — найти человека, который станет для него личным значимым взрослым. В идеале — вернуться домой или попасть в новую семью. Но в том пространстве, в котором живет одинокий ребенок, для него становятся очень важны бытовые процессы — их реабилитационный эффект. Главное, важно, чтобы он не становился исключенным из нашего мира.Чтобы не жил по законам, далеким от тех, по которым живут обычные дети в семьях, правилам общежития и быта, по которым живем мы с вами. И только с индивидуальным подходом к этим процессам можно научить детей общаться с окружающими и сделать их существование не таким обезличенным. Так, чтобы они перестали чувствовать себя как человек, который приехал в пионерский лагерь и точно знает, что уже никогда из него не уедет", пишет Елена Альшанская.

Источник.