Версия для слабовидящих

К вашим услугам

07.04.2017

На заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, которое прошло 5 апреля в центре реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра «Наш солнечный мир»
Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что необходимо продумать серьезную систему льгот и преференций для некоммерческих организаций для того, чтобы повысить уровень их конкурентоспособности на рынке социальных услуг. О.Голодец попросила Министерство экономического развития РФ изучить схему преференций и льгот, которые сегодня могли бы повысить конкурентоспособность организаций третьего сектора и обеспечить рост доли НКО на рынке социальных услуг. «Сегодня стоит вопрос об использовании опыта некоммерческих организаций, работающих в социальной сфере. Они демонстрируют хорошие примеры эффективной работы в различных сферах - дополнительном образовании, уходе за престарелыми, обслуживании людей с ограниченными возможностями, некоторых других. Работу социальных НКО отличает высокий профессионализм, а в ряде регионов их деятельность приобрела и серьезный размах», - заявила накануне заседания Ольга Голодец агентству ТАСС. В свою очередь, заместитель председателя Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Тополева выразила обеспокоенность тем, что региональные власти не спешат развивать систему оказания социальных услуг некоммерческими организациями, в частности занижают для них тарифы и устанавливают различные административные барьеры. "Есть очень успешные примеры, но в большинстве субъектов ситуация оставляет желать лучшего. НКО часто жалуются на барьеры со стороны органов исполнительной власти на местах", - заявила она. По ее словам, одним из главных барьеров для социально ориентированных НКО являются экономически необоснованные и заниженные тарифы, которые устанавливают регионы в качестве размера компенсации негосударственным поставщикам соцуслуг. "Некоммерческие организации не стремятся извлекать здесь какую-то прибыль, но действующие тарифы не покрывают даже трудозатрат", - отметила Елена Тополева. Член рабочей группы при Минэкономразвития обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере Александр Спивак, привел в своем докладе некоторые цифры. Так, например, услуга «покупка и доставка продуктов питания, горячих обедов весом до 7 килограммов» при обслуживании на дому в Новосибирской области компенсируется для НКО в размере 8,6 руб., что в 2,7 раза меньше, чем подушевой норматив для государственных учреждений (23 рубля). В Свердловской области услуга "Покупка и доставка на дом продуктов питания в районе проживания клиента" для НКО оценивается в 11,4 рубля, в то время, как подушевой норматив для госорганизаций соцобслуживания составляет 109,62 рубля. Услугу по оказанию психологической помощи несовершеннолетним и их родителям в восстановлении детско-родительских отношений власти Оренбургской области оценили для НКО в 23,7 рубля. В Республике Бурятия социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, оценивается в 49 рублей для НКО. Проблему признал и первый замминистра труда и соцзащиты Алексей Вовченко. Размер тарифов, установленных субъектами РФ, по его словам, не соответствует тем ожиданиям, которые испытывают потенциальные негосударственные поставщики социальных услуг. В итоге НКО часто просто отказываются участвовать в таких "тендерах", и все финансирование за социальное обслуживание получают традиционные соцучреждения. Замминистра сообщил, что сейчас Минтруд разрабатывает рекомендации для регионов по установке унифицированной тарификации. Кроме низких компенсаций, НКО жалуются на другие барьеры, устанавливаемые по отношению к ним в регионах. «На НКО накладываются требования соответствия стандартам, которые уже не действуют, есть требование перечислять в уставе каждую конкретную услуг или установление дополнительных требований к штатному расписанию, что не предполагает возможность привлечения специалистов на гражданско-правовой основе»,— рассказал Александр Спивак. «Региональные органы власти видят в НКО некую альтернативу комплексным центрам социального обслуживания и требуют от них оказывать все виды услуг, с тем чтобы гражданин мог получить все услуги в одном месте. Для подавляющего большинства НКО это неподъемно, так как они специализируются на том или ином точечном виде деятельности»,— добавил эксперт. Елена Тополева отметила, что привлечение социально ориентированных НКО к оказанию соцуслуг в перспективе «должно привести к повышению их качества за счет развития конкуренции в этой отрасли». «Собственно, это и является главной целью всех нововведений. Некоммерческие организации особенно хорошо понимают, что такое индивидуальный подход - это то, с чем зачастую не может справиться государственная система соцзащиты. Взять, например, уход за одинокими лежачими больными или сопровождение семей в кризисной ситуации, или работу по социальной адаптации людей с инвалидностью - социальная сфера очень чувствительна», - подчеркнула она. В мае 2016 года правительство утвердило комплекс мер по доступу социально ориентированных некоммерческих организаций к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. Позже правительство утвердило дорожную карту «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере». Согласно утвержденному комплексу мер, каждое министерство должно было принять свой план со списком услуг, которые субъекты РФ могли бы передать некоммерческим организациям, а также план реализации этого процесса. Такие модельные планы были разработаны в срок, исключением, по информации Елены Тополевой, стало только Министерство культуры РФ. Минкультуры необходимо дать соответствующее поручение, а уже разработанные планы федеральных министерств сделать более конкретными и содержательными, считает она. Разработкой общего модельного плана, который станет примером для министерств, занимается Минэкономразвития. В этом документе, в частности, будут содержаться определения услуг, которые могут оказываться, методические рекомендации, как проходить необходимые процедуры, а также порядок взаимодействия с ресурсными центрами, рассказал заместитель директора департамента стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ Герман Ветров. Кроме работы с федеральными органами власти, необходима активизация деятельности в регионах, заявил он: на сегодняшний день всего лишь две трети регионов приняли комплексные планы по доступу негосударственных организаций на рынок социальных услуг. Сейчас работа Минэкономразвития сфокусирована на активизации и стимулировании регионов, резюмировал Ветров. Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере