По информации заместителя председателя Совета Юлии Басовой, за последние пять лет численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась более чем в два раза (сейчас в федеральном банке данных 55593 таких ребенка).
Вместе с тем, ежегодно в России появляется почти 60 тысяч новых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Почти половина из них имеют живых родителей, лишенных родительских прав. В 2016 году количество детей, чьи родители были лишены родительских прав, увеличилось на 6% по сравнению с предыдущим годом. Юлия Басова назвала эту тенденцию «тревожной».
Член Совета Елена Альшанская в своем докладе отметила, что, согласно действующему законодательству, в случае отобрания ребенка у родителей, органы опеки и попечительства обязаны в семидневный срок подать документы в суд на лишение родителей родительских прав. Данная норма, по мнению Альшанской, фактически делает невозможной какую-либо работу по сохранению семьи. Угроза жизни и здоровью ребенка может исходить не со стороны самих родителей, а по причине плохих условий проживания или иных обстоятельств, которые можно устранить.
Кроме того, по мнению Альшанской, органы опеки принимают решение об отобрании ребенка на основании субъективных выводов, что делает их действия абсолютно непредсказуемыми и даже репрессивными по отношению к семье.
В Минобрнауки России, в целом, согласны с критикой общественников. По информации директора Департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Евгения Сильянова, специалисты органов опеки и попечительства серьезно перегружены. Так, например, на одного специалиста опеки приходится в среднем 2500 детей при нормативе 1800 детей для городов и 1300 детей для сельской местности. Очевидно, что специалисты просто не успевают вникать в каждый конкретный случай. Кроме того, из-за низкой оплаты труда в органах опеки наблюдается текучесть кадров, что приводит к снижению уровня профессионализма. По данным Сильянова, 17% специалистов работают в органах опеки и попечительства менее года.
Таким образом, для решения проблем в этой сфере нужно не только совершенствовать нормативно-правовую базу, но и минимизировать влияние человеческого фактора. С этой целью члены Совета предложили Минобрнауки разработать регламент отобрания детей у родителей, в котором будет определено, как оценивается угроза ребенку, как и на каком основании принимается решение о его изъятии, как оно фиксируется.
Кроме того, в Совете убеждены, что лишение родительских прав – это крайняя мера, которую следует применять только после того, как все остальные меры не сработали. Действующее законодательство, например, предусматривает механизм ограничения родительских прав, но, как считает Елена Альшанская, на практике ограничение прав ничем не отличается от лишения.
Член Совета, директор Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Вадим Меньшов полагает, что «если ребенка приходиться отбирать у родителей из-за того, что он оказался в опасности, это означает, что органы опеки, что называется, проморгали». По его мнению, средств, которые тратятся на приемные семьи, было бы вполне достаточно для помощи родным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Говоря о помощи родным семьям, члены Совета обратили внимание на еще одну важную проблему. Почти треть детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказались там по заявлениям своих родителей. Действующее законодательство позволяет родителям временно отдавать своих детей в детдома и интернаты в случае трудных жизненных обстоятельств в семье. При этом родители не лишаются своих прав. Данная мера задумана как способ помочь семье пережить трудные времена, когда родители по каким-то причинам самостоятельно не справляются с воспитанием ребенка (болезнь, отсутствие достаточного дохода и т.д.). Но в реальной жизни временное помещение ребенка в детдом превращается в разрушение семьи, поскольку действующие правила не позволяют родителям навещать своих детей в удобное время или забирать их домой, например, на выходные.
Общественники предлагают внести ряд изменений в правила временного размещения ребенка в сиротском учреждении. Во-первых, двери интерната должны быть открыты для посещения родителями во все дни в любое время, кроме ночного. Сейчас во многих учреждениях родителям разрешают посещать своих детей, к примеру, по вторникам и четвергам с 11 до 12 дня. Чаще всего приемные часы приходятся на будние дни, рабочее время, а дни и часы посещений очень ограничены. Во-вторых, считают члены Совета, следует четко прописывать регулярность посещения родителями ребенка. Такой пункт есть в трехсторонних соглашениях между родителями, интернатом и органами опеки, но зачастую он либо вообще не заполняется, либо там указывают регулярность — раз в месяц. В-третьих, необходимо указать, что приоритетной формой размещения детей должна быть дневная и пятидневная.
«Очень часто речь идет о ситуациях, когда единственный родитель, чтобы прокормить семью, должен работать, а присматривать за ребенком некому. Собственно говоря, это и есть основная проблема, с которой сталкиваются родители, - пояснила Елена Альшанская. - Поэтому временное размещение ребенка должно происходить в пятидневных и дневных формах, за исключением крайних случаев, например, если родитель попал в больницу на длительное лечение».
Особая категория – семьи, воспитывающие детей с инвалидностью. Некоторые родители вынуждены помещать своих детей в интернаты только потому, что у них нет возможности самостоятельно ухаживать за ними. В ряде случаев единственный способ получить необходимые социальные и медицинские услуги – отдать ребенка в учреждение стационарного типа. По мнению членов Совета, такая ситуация недопустима, и систему следует переориентировать на оказание услуг по месту проживания.
Протокол заседания с соответствующими поручениями органам исполнительной власти будет подписан в ближайшее время.
Пресс-служба Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере