Действительно, совместное обучение детей с самыми разными особенностями личностного и физического развития требует очень больших материальных, организационных и, конечно, педагогических и психологических ресурсов. Безусловно, мало просто создать безбарьерную среду в материальном плане: приспособить здание. Важно, чтобы между детьми не возникало непреодолимых барьеров, чтобы разные дети были готовы принимать друг друга, и никто не страдал. Страх ребенка перед инвалидностью другого понятен, это ощущение «свой» - «чужой», «похожий на меня» - «не похожий на меня». И дети, и взрослые часто сами не готовы преодолеть свой страх. Не имея живого опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, здоровые дети зачастую не знают, как себя вести во взаимодействии с ними. Поэтому могут поступать жестоко или отстраняться в общении. Безоценочное принятие другого человека, внимательность и терпимость – воспитываемые качества. Именно в семье ребенок осваивает ценность любви, доброты и терпимости. Задача специалистов и педагогического коллектива - помочь здоровым детям принять детей с особенностями развития, научить вступать с ними в общение и совместную деятельность. Это большая работа. В России существуют специальные программы психолого-педагогического сопровождения и просвещения для детей и родителей. Педагоги проходят курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Также в Интернет-пространстве есть немало сайтов, где любой человек может получить представление о людях с особенностями. Сняты десятки хороших художественных и документальных фильмов, телепередач о людях с инвалидностью. Всё это сейчас доступно! Конечно, в тех школах, где только-только встраивается система инклюзивного образования, не всё получается сразу. Здесь важно взаимодействие и взаимопонимание всех участников учебного процесса: детей, педагогов, родителей. Но совершенно точно, что здоровые дети, растущие в инклюзивной среде (рядом с детьми с инвалидностью), получают очень много для своего личностного и духовного развития, становятся активнее, сильнее и мудрее.